ИНФОРМАЦИЯ

Как провести оценку профессиональных рисков?

         Оценка профессиональных рисков — это выявление возникающих в процессе осуществления трудовой деятельности опасностей, определение их величины и тяжести потенциальных последствий. Оценку рисков необходимо делать всем организациям. Периодичность проведения нигде не описана, то есть минимум 1 раз вы должны ее сделать. Вы можете сами провести оценку профрисков в своей организации, а можете обратиться за помощью к аккредитованным организациям по охране труда. (ТК РФ, Часть третья, Раздел X. Охрана труда, ст. 218)

        01 марта 2022 г. вступила в силу новая редакция Трудового Кодекса РФ и работодатели не смогут упустить оценку профессиональных рисков из виду, так как в главу 36 «Управление охраной труда» добавили ст. 218 «Профессиональные риски», и теперь это обязательное требование будет регламентироваться отдельно от СУОТ. Проведение данной процедуры вовремя освобождает от оплаты штрафа в размере от 50 000 до 80 000 руб. (ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ). Отказаться от проведения оценки профессиональных рисков нельзя.

        Кто должен проводить оценку профрисков? Каждый работодатель обязан систематически выявлять опасности, оценивать и управлять ими (ст. 218 ТК). Также создание системы управления охраны труда направлено на минимизацию профессиональных рисков и управление ими (п. 5 примерного положения СУОТ). Инспекторы ГИТ проверяют, проводилась ли оценка профрисков, при внеплановых проверках и расследованиях несчастных случаев. Если оценка не проводилась, организацию оштрафуют по части 1 статьи 5.27.1 КоАП.

 

        Ситуация. Можно ли самостоятельно провести оценку рисков или нужно нанимать специализированную организацию? Да, можно провести оценку рисков самостоятельно. Нет обязательных требований к порядку оценки уровня профессионального риска. Поэтому организация имеет право как провести оценку и управление рисками самостоятельно, так и заключить договор на оценку рисков со сторонней организацией (п. 24 примерного положения СУОТ).

        У каждого варианта есть свои плюсы. Нанять организацию для оценки рисков подойдет для компаний, которые проводят оценку впервые. Такой способ позволит получить квалифицированную консультацию от экспертов организации и научит оценивать риски. Эксперты Системы Охрана труда рекомендуют активно принимать участие в процедуре с участием сторонней организации, чтобы получить опыт оценки рисков и контролировать процесс. Оценка рисков своими силами подойдет для организаций с высокой вовлеченностью сотрудников в работу по охране труда. С помощью таких сотрудников оценивать риски проще, так как они знают о своих подразделениях и рабочих местах больше остальных. При самостоятельной оценке рисков работодатель сам отвечает за процесс оценки рисков и его качество. Также такой способ сэкономит бюджет организации. Эксперты Системы Охрана труда рекомендуют стремиться использовать именно этот вариант как более эффективный с точки зрения управления профрисками.

        Ситуация. Какая лицензия нужна для организации которая проводит оценку профрисков? Лицензия для проведения оценки профрисков не требуется. Этот вид деятельности не указан в статье 12 закона № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». В законе нет никаких требований к сторонним организациям, которые оказывают услуги по оценке профрисков.

        Как часто проводить оценку профессиональных рисков? Работодатель обязан проводить оценку уровня профрисков перед вводом в эксплуатацию производственных объектов и вновь организованных рабочих мест (абз. 7 ч. 3 ст. 214 ТК, п. 25 примерного положения СУОТ). Далее работодатель обязан постоянно выявлять опасности и оценивать риски (абз. 5 ч. 3 ст. 214 ТК). Управление рисками — это непрерывный процесс в организации. Закрепите в ЛНА, где прописана процедура оценки профрисков, периодичность.

0 Comments

Пока нет комментариев

Написать комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *